Интеллектуал, красавец и денди, Уиллем Дефо был бы очевиден в американской версии вампира - наверное, даже эффектней и точнее, нежели Том Круз или Гэри Олдмен. В роли Шрека/Носферату он неузнаваем, абсолютно неожиданен - и тем более блистателен. На самом деле Дефо играет не столько римейк персонажа из фильма Мурнау, сколько парадоксальную реплику на вампира Клауса Кински. Кински играл нечеловеческое как отверженность, трагизм и как высшее знание. Дефо играет нечеловеческое своего Носферату как звериную, животную наивность и едва ли не животную невинность. Этот Носферату буквально сродни летучим мышам. Маленькая зверушка, живущая в развалинах и питающая крысами, уже забыла, что когда-то она была человеком. И только Мурнау со своей съемочной группой, вытаскивающий это хрупкое, жмурящееся, пугливое создание под свет софитов, направляющий на него камеру, вновь заставляет его вспомнить, что когда-то оно было разумным существом. Кино объясняет вампиру, кто он такой. Кино творит из него существо, способное отбросить такую тень, которая нужна Мурнау. Кино предоставляет Носферату его отражение - то самое, которое он не может найти в зеркале. И тогда зверь, невинный, как любое животное, становится монстром, убивающим не ради выживания, но ради наслаждения.

Даже обращаясь к немецким истокам киномифа о вампире, американское кино остается верным себе. Оно требует звезд. То, что в европейском кино не имело имени, оставалось бесплотной тенью, разлитым в темноте мороком - "Симфония ужаса", "Призрак ночи", - здесь должно обрести плоть. Тень должна быть отбрасываема чем-то. Дрожащий затравленный зверек превращается в звезду, превращается в монстра, видит свое невыносимое отражение - и бросается уже не бить ненужные зеркала, а пожирать операторов. Так делают медиа-звезд из стоуновских "Прирожденных убийц" - и они стреляют уже не в камеру, но в репортера.

Отредактировано Игорь Матов (2018-03-27 14:37:01)